Научный журнал

ISSN 1814-2400

ИНФОРМАТИКА И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Еремин А. И., Кульчак А. М., Лебедев Г. Н., Сельвесюк Н. И.

ДВУХУРОВНЕВАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОПАСНЫХ ПОЛЕТНЫХ СИТУАЦИЙ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

Описан двухэтапный процесс обеспечения безопасности полета путем автоматического формирования сигналов предупредительной тревоги и предотвращения возникающей угрозы в сложных условиях. На первом этапе для количественной оценки формируется коэффициент уверенности продолжения полета, вычисляемый с помощью алгоритмов нечеткой логики при действии ряда негативных факторов. На втором этапе реализуются алгоритмы формирования предупреждающей информации экипажу либо алгоритмы автоматического управления ВС для основных этапов полета. В качестве примеров рассмотрены этапы посадки и маршрутного полета. На этапе маршрутного полета рассмотрена одна из наиболее сложных задач уклонения воздушных судов при их аварийном сближении. Сформирована база правил экспертной системы при раздельном либо совместном уклонении в боковом и продольном движении в зависимости от параметров относительного расположения воздушных судов.

Ключевые слова: оптимальное управление, метод динамического программирования, функция прогнозирующего риска, боковой ветер, сигналы тревоги